Версия сайта для слабовидящих

Лапта, как средство для привлечения детей к занятиям лёгкой атлетикой.

Лапта как средство для привлечения детей к занятиям

лёгкой атлетикой.

Лапта́ (хлопта, знамя) — русская народная командная игра с мячом и битой. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол и крикет.

Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель Александр Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

Лапта, подвижная игра с ее элементами, упражнения на освоение игровой техники являются прекрасными средствами подготовки к метаниям и бегу. Метание выполняем на дальность и в цель — вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет большую эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей. Одним из слабых мест в метании, особенно у девочек, является выпуск мяча из рук. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, все это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.

Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге на средние дистанции. Однако у меня на уроках лапты школьники выполняют значительно больший объем работы, чем при обычном беге по кругу. Причем перебежки ребята выполняют в соответствии со своими индивидуальными физическими возможностями (скорость и расстояние). (А.В. Воронков учитель физической культуры МОУ «СОШ с. Михайловка»)

В настоящее время лёгкая атлетика как вид спорта потеряло свою актуальность в среде детей младшего школьного возраста, им больше нравится командные игровые виды спорта с мячом, а не простое наматывание километров по дорожке стадиона. И вот тут на помощь приходит старинная русская игра лапта, которая удовлетворяет желания детей:

  1. Играя командная
  2. Игра с мячом
  3. Высокий эмоциональный фон во время игры

В то же время, во время игры удовлетворяются и потребности тренера по лёгкой атлетике:

  1. Дети с радостью идут на тренировку в ожидании игры
  2. Во время игры дети выполняют большой объём беговой работы на высоком эмоциональном уровне, не задумываясь об усталости, что качественно сказывается на их подготовке.
  3. Во время игры дети не просто бегают, а также бьют битой, метают мяч и совершают прыжки в длину с разбега, тем самым развиваясь комплексно.
  4. Тренер, наблюдая за игрой детей, видит недостатки в их физической подготовке, и играя на желании детей быть во всём лучше других, подсказывает своим ученикам их недостатки, и они более усердно занимаются «чистой» лёгкой атлетикой для того, чтобы лучше играть.

Вывод:Русская лапта, являясь командным игровым видом спорта, по методам используемых упражнений для подготовки игроков, схожа с тренировками легкоатлетов-многоборцев и бегунов на короткие и средние дистанции и рекомендуется её использование в работе тренеров для привлечения новых воспитанников и сохранности контингента занимающихся в МБОУ ДО ДЮСШ №2.

Автор: методист МБОУ ДО ДЮСШ №2 Буйволенко А.В.